понеділок, 17 січня 2011 р.

Нанопротек. Автоспорт.

Результаты экипажа Николая Соболева и Татьяны Кравцовой в дебютном для него сезона на полноприводном автомобиле пока выглядят стабильными, но не выдающимися – за досрочным сходом в первой гонке последовали два пятых места в абсолютном зачете.
Николай Соболев - Татьяна Кравцова
(с) Владимир Некрасов
Возможно, другим этого было бы достаточно – но двукратные чемпионы Украины в моноприводе привыкли быть самыми быстрыми среди соперников. На данный же момент им приходится довольствоваться 120 набранными очками и шестым текущим местом в личном зачете чемпионата.
Впрочем, турнирные таблицы и набранные очки не позволяют объективно говорить о том, прогрессирует ли экипаж от гонки к гонке – это могут подтвердить или опровергнуть только протоколы спецучастков ралли, в которых видны времена всех экипажей. Для того, чтобы понять, прогрессирует ли Николай Соболев в ходе нынешнего сезона, мы решили сравнить его времена на допах с результатами безоговорочного лидера современного украинского ралли, Александра Салюка-младшего.
Итак, на первом этапе ЧУ, ралли «Буковина», Соболев проигрывал Салюку непростительного много.
Причин тут масса – и первая гонка на новом для Соболева автомобиле, и сама по себе сложнейшая трасса, проходящая через перевал Шурдин, и всем известная любовь Салюка именно к этому коварнейшему спецучастку, где даже записные фавориты пасуют перед Сашиным талантом… Так или иначе, но на первом прохождении СУ «Шурдин» Николай уступил Александру почти полторы минуты, то есть по 5 секунд на каждом километре дистанции. Пропасть – вот как можно охарактеризовать такое отставание. Возможно, именно осознание этого и привело к тому, что на повторном прохождении этого допа Соболев и Кравцова попадают в аварию и прекращают свое выступление в Черновцах.
Однако уже на следующем этапе чемпионата в Херсоне донетчане выглядят намного более уверенно и, несмотря на нервотрепку, связанную с нелепыми «перезаездами» на параллельке, успешно доводят гонку до финиша. В то же время Салюк, дебютирующий с новым штурманом Павлом Черепиным, не преодолевает и половины дистанции – ошибка и сход на СУ5 не дают нам возможности полноценно сравнить времена двух наших виртуальных соперников. Тем не менее, даже по результатам тех допов, на которых и Соболев, и Салюк были в строю, можно увидеть, что отставание Николая от Александра существенно уменьшилось и составляло 2,3 – 2,5 секунд с километра.
И вот, наконец, в Мариуполе оба пилота благополучно преодолевают всю дистанцию. Что же говорят сухие цифры протоколов? Прежде, чем сформулировать ответ, сделаем две оговорки. Во-первых, в расчетах не должно участвовать время Александра Салюка на СУ9, которое явно не соответствует его реальным возможностям. Как все помнят, именно на этом допе Салюк замешкался из-за неправильно натянутой ленточки – соответственно, его результат объективным быть не может. Нюанс второй – нельзя принимать в расчеты и время Николая Соболева на последнем, 11-м СУ, поскольку, по словам самого пилота, на нем он сознательно сбавил темп. «У нас сильно износилось сцепление, и мы решили не рисковать понапрасну, а просто доехать до финиша, – объяснил Николай. – Поскольку между четвертым и пятым местами разницы практически никакой, а подиум нам не светил в любом случае, мы решили сбавить темп. Поэтому наш результат на СУ11 можно назвать выпадающим».
Таким образом, за вычетом двух упомянутых допов, соперники преодолели в течение гонки девять спецучастков общей протяженностью 74,38 км. Опять-таки, если вычесть их результаты на СУ 9 и 11, то общее время, за которое каждый из них проехал эту дистанцию, будет таким: у Салюка – 49.05,7, у Соболева – 51.28,6. Иными словами, на всей дистанции Николай уступил Александру 2 минуты 23,1 секунды, что в среднем дает 1,9 секунды с каждого километра. Если же обратить внимание на крайние значения, а не на среднее, то больше всего Соболев проиграл Салюку на СУ7 – 2,36 с/км, а меньше всего – на СУ10, где разница составила всего 1,42 с/км.
Итак, по сравнению с Херсоном в Мариуполе Соболев приблизился к Салюку примерно на полсекунды. Что же будет дальше? Ответ на этот вопрос дадут только следующие гонки. Мы же напоследок хотим обратить внимание читателя на еще один любопытный нюанс. По словам самого Александра Салюка, ездившего в течение своей карьеры и на Evo VII, и на Evo IX, чисто техническая разница между этими машинами составляет примерно секунду с километра. Другими словами, именно столько сам Салюк на седьмой эволюции проиграл бы самому себе на девятой. Таким образом, если отбросить за скобки эту самую секунду, то остальное отставание Соболева объясняется отсутствием опыта езды на полном приводе, мастерством пилота, слаженностью работы экипажа и другими, чисто спортивными показателями. Вот именно за счет этих качеств и будет происходить дальнейший прогресс экипажа.

Немає коментарів:

Дописати коментар